Московский Кремль
Московский Кремль – один из крупнейших архитектурно-градостроительных ансамблей мира. Он раскинулся в центре столицы России на высоком холме над Москвой-рекой. Высота стен Кремля, узкие бойницы, площадки боя, мерный шаг башен – все говорит о том, что прежде всего это крепость. Но стоит войти в Кремль – и впечатление меняется. На территории площадью 28 гектар раскинулись просторные площади и красивые скверы, величественные дворцы и обилие храмов. Целый город внутри города, который создавался на протяжение многих столетий и сегодня хранит памятники русской архитектуры XIV—XX веков. Они составляют ансамбли Соборной, Ивановской, Сенатской, Дворцовой и Троицкой площадей, а также Спасской, Боровицкой и Дворцовой улиц. Все древние и новые площади Кремля составляют единое градостроительное целое, но у каждой есть своя конкретная история и свой неповторимый архитектурный облик.
Ансамбль Московского Кремля включает памятники разных столетий. Здесь вы увидите дворцы русских государей, императоров, иерархов русской православной церкви, а также резиденцию Президента России.
Вы сможете пройти по древнейшей улице Москвы – Спасской, по которой когда-то двигались пышные царские выезды и крестные ходы, увидеть древнейшую площадь Москвы – Соборную, где сохранился уникальный архитектурно-градостроительный ансамбль средневековья, побывать на Ивановской площади, которая была и остается деловым и административным центром России.
Вы увидите выдающиеся памятники древнерусского зодчества: Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, церковь Ризположения, комплекс колокольни Ивана Великого, Грановитую палату и Патриарший дворец.
На территории Московского Кремля хранится Царь-колокол, который завершил собой отливку кремлевских колоколов-гигантов. Здесь можно увидеть самый крупный из сохранившихся в целости колоколов европейского типа – Успенский, который и по сей день украшает Успенскую звонницу Кремля. Звук его далеко слышен за пределами стен во время богослужений в кремлевских храмах.
Недалеко от колокола находится знаменитая Царь-пушка – уникальный образец литейного искусства, близкий к мортирам, но всё же относящийся к особому виду артиллерийских орудий, подобных которому среди сохранившихся нет.
Московский Кремль – уникальный историко-культурный музей-заповедник. В 1990 году он был включен в Список всемирного и природного наследия ЮНЕСКО.
Успенский собор
Успенский собор построен в 1474–1479 гг. итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти как первопрестольный русский храм. В главном соборе государства совершались важнейшие церемонии: венчания на царство, коронации императоров, поставления глав русской церкви.
Успенский собор был усыпальницей митрополитов и патриархов. Особыми шатрами-сенями выделены раки русских иерархов, канонизированных Православной церковью.
Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески в Московском Кремле – изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью знаменитого художника Дионисия.
Собор украшает грандиозный ансамбль монументальной живописи, созданный в 1642–1643 гг. Живопись повествует о чудесном рождении Марии и её детстве, а также иллюстрирует Акафист – гимн в честь Богоматери. Интересная особенность росписи – изображение в нижних ярусах стен Вселенских соборов, на которых утверждались основы христианской веры. На западной стене храма традиционно расположена композиция Страшного Суда. По указу патриарха Никона в 1653 году был создан пятиярусный иконостас. В его местном ряду и пристенных иконостасах представлены истинные шедевры древнерусской живописи XII–XVII веков, среди которой древнейшей является икона «Святой Георгий» рубежа XI–XII веков. В 1551 году для Ивана Грозного создано царское моленное место. Барельефы на его стенах иллюстрируют легенду о передаче царских регалий – шапки Мономаха и барм – из Византии на Русь. «Мономахов трон» – шедевр работы русских резчиков.
Архангельский собор
Архангельский собор построен итальянским архитектором Алевизом Новым в 1505–1508 гг. на месте небольшого белокаменного храма XIV века. Собор посвящен архангелу Михаилу, покровителю воинов и государей в их ратных подвигах.
С XIV века до XVIII столетия храм служил местом погребения московских князей и царей. Уникальный династический некрополь включает 46 гробниц. Сдесь покоятся Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, нервый русский царь Иван Грозный и его младший сын Дмитрий, цари династии Романовых.
Собор украшает грандиозный ансамбль монументальной живописи середины XVII века. Уникальная особенность росписи – цикл «воображаемых» портретов погребенных в храме князей. Тема прославления государственной власти звучит в изображениях святых предков московских правителей.
На столпах собора изображены: Киевский князь Владимир и княгиня Ольга, Андрей Боголюбский, Александр Невский и его сын Даниил, родоначальник московской династии.
Иконостас Архангельского собора был создан во второй половине XVII века. Он состоит из четырех ярусов и увенчан резным Распятием.
Особую ценность представляет храмовая икона «Архангел Михаил с деяниями» – уникальный памятник героической эпохи Куликовской битвы, созданный на рубеже XIV–XV веков.
Благовещенский собор
Благовещенский собор, построенный русскими мастерами в 1485–1489 годах, был домовой церковью великих князей и царей московских. Храм строился как часть дворцового комплекса, его северо-западная галерея служила парадным входом в царский дворец. В соборе сохранился уникальный ансамбль фресок середины XVI века – времени Ивана Грозного.
Свод галерей занимает многофигурная композиция «Древо Иессеево» – родословная Христа. Там же изображены античные поэты и философы Гомер, Аристотель, Вергилий, Платон.
Большая часть росписи собора посвящена Апокалипсису – древнему пророчеству о конце мира и Страшном Суде. На столпах домового царского храма изображены святые предки московских правителей: киевские князья Владимир и Ольга, Борис и Глеб, великий владимирский князь Александр Невский.
Включение в настолпную роспись портретов византийских императоров воплощает представление о Москве как о преемнице Константинополя, новом священном граде «Третьем Риме».
Подлинным украшением Благовещенского собора является многоярусный иконостас.
Уникален и пол Благовещенского собора. Он выполнен из плиток агатовидной яшмы, которые, по преданию, были привезены сюда из Ростова Великого в середине XVI века.
Церковь Ризположения
Церковь Ризположения была построена русскими мастерами в 1484–1485 годах. Она служила домовым храмом русских митрополитов и патриархов. Небольшой размер церкви отвечает её назначению. Храм посвящен празднику Положения Ризы Богоматери, который отмечался в Византии с V века. По преданию в Константинополь из Палестины была привезена риза (одежда) Богоматери. Риза почиталась чудотворной святыней, охранявшей город от врагов. Храмовая икона изображает положение реликвии на хранение в придворный императорский храм.
В церкви Ризположения сохранился иконостас 1627 года. Большинство икон принадлежит кисти придворного изографа Назария Истомина Савина.
Иконостас и стенопись образует единый художественный ансамбль. Расписали церковь в 1644 году. Сюжеты росписи иллюстрируют предания о жизни Девы Марии и Акафист – торжественный гимн, воспевающий Богоматерь – светоч веры, заступницу за людей перед Богом. На столпах церкви изображены святые русские князья и московские святители, что утверждало идею союза церкви и государства.
В галерее церкви размещена уникальная выставка русской деревянной резьбы XV–XVII веков. Здесь представлены резные иконы, кресты и маленькие иконки-складни, которые брали с собой в далекие путешествия и военные походы. Самой ранней скульптурой является фигура святого Георгия – покровителя русского воинства.
Патриаршие палаты
Патриаршие палаты были построены русскими мастерами в 1653–1655 гг. для главы русской церкви патриарха Никона. По традиции первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий – личные покои патриарха. На втором этаже располагались парадные помещения. Главное из них – Крестовая палата.
Здесь заседали церковные соборы, устраивались пиры в честь приема царя и иноземных гостей. В XVIII веке здесь появилась специальная печь, в которой готовили благовонное масло – миро для церковных обрядов всей Руси. Сегодня в Патриарших палатах открыт музей «Прикладного искусства и быта России XVII века». Его экспозиция знакомит с одним из важнейших периодов истории нашей страны, когда накануне петровских реформ на Руси изменялись мировоззрение, культура и весь уклад жизни русского человека. Экспонаты музея – драгоценная посуда, ювелирные украшения, старинная мебель, золотное шитье – созданы мастерами России, стран Запада и Востока. Большинство из них выполнены в национальных традициях мастерами Московского Кремля, а также Ярославля, Костромы и других русских городов. В домовой церкви Двенадцати Апостолов особый интерес представляет иконостас с иконами XVI–XVIII вв. Его золоченая рама конца XVII века – замечательный образец искусства резьбы по дереву, который отличается пластической выразительностью. В церкви размещена выставка икон. В них прослеживается развитие иконописи на протяжении всего XVII столетия. О новых тенденциях в живописи наглядно свидетельствуют работы ведущих придворных изографов – Симона Ушакова и Федора Зубова. Знакомство с музеем создает цельное представление о своеобразии жизни русского общества XVII века.